?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Завод над Клязьмой

На прошлой неделе занимался вопросами истории газодымозащитной службы. Тема интересная, волнующая мою душу. Материал по этой теме пригодится как и для написания "Пожарный спецназ. Том 2. Силы и средства", так и для моей мечты - "Газодымозащитников Страны Советов", на издание которой банально не хватает моих пенсионных денег. Но этот момент наступит обязательно. Я верю!)))
Ну так вот, под серым пасмурным небом Орехово-Зуева, на берегу стального цвета волн неширокой Клязьмы меня встретил он -  ОАО НПП "Респиратор". Завод, три года назад отметивший 80-летие своей деятельности.


На фасаде его стоит серебристый МИГ-21 и в этом нет ничего удивительного.  Ведь предприятие работало на Министерство авиационной промышленности СССР. Точнее не одно предприятие, а как оно обычно водится - два. Собственно завод "Респиратор" и Специальное конструкторское бюро кислородно-дыхательной аппаратуры (СКБ КДА), получившее "самостоятельность" в 1953 году, позднее - Государственное союзное опытно-конструкторское бюро кислородно дыхательной аппаратуры. Работавшее на авиацию, космос, подводный флот, горноспасателей, медицину... Практически на всё, где существовало понятие - кислородно-дыхательная аппаратура. С  начала 90-х годов это конструкторское бюро превратилось в известное посетителям последних пожарных выставок ОАО КАМПО. И на заводе, и в ОКБ есть свои музеи с интересными экспонатами. Вроде фашистских противогазов, первых аквалангов времен Папанова и "Бриллиантовой руки", деталей самолета американца Пауэрса, сбитого в 1960 году или дыхательного аппарата космонавта Леонова, когда-то впервые вышедшего в нём в открытый космос.


Славная история этих  двух структур будет отражена в трудах моих праведных недалекого будущего, а пока спешу поделиться интересной информацией с любителями пожарной истории. Как-то для меня история советского изолирующего противогаза закончилась на КИП-8. В этом нет ничего удивительного!  Не для одного меня, а для нескольких поколений! Его эпоха продолжалась более 30 лет. Начавшись в конце 60-х годов, она продолжалась и в 90-х. В конце-концов с первой сменой  ДСПТ Управления ГПС № 3 (традиционно ответственной в пожарной охране за ГДЗС) я ездил на соревнования ГДЗС в Протвино в 1997 году и тогда еще соревнования проходили с участием КИП-8. Но оказывается не всё так просто. В 1990 году испытания прошел КИП-8М, модернизированный аппарат, взамен отметившего двадцатилетие старичка КИП-8. По своему устроййтсву он сильно напоминал предшественника с той лишь разницей, что в нем появился прибор, которым обычно пользовались в конструкции респираторов большего защитного действия - холодильник. Ведь одним из самых серьёзных недостатков КИП-8 был сильный нагрев дыхательной смеси из-за химической реакции в регенеративном патроне. Кто работал - тот помнит это горячее дыхание и вонючий пот под резиновой маской. КИП-8М прошел испытания в Донецке - своебразной советской Мекке горноспасательной аппаратуры и в дело не пошёл. Ему на смену пришел КИП-10, доработанная модель КИП-8М, показавшая удовлетворительные результаты на испытаниях и открывшая дорогу российским средствам защиты органов дыхания, работающих по методу изоляции. А завершает эту славную историю махина КИП-14 в корпусе неестественного жёлтого цвета, который не только перенял у респираторов недавнего прошлого холодильник, но и стал как и они - аппаратом четырехчасового защитного действия. Вот они - эти красавцы! На одной полке музея ОАО КАМПО слева направо - КИП-8, КИП-10 и КИП-14. У двух последних  - разумеется панорамные маски.


Ну не могу я пройти мимо такой экзотики! Так захотелось померить! КИП-14 не хочу - больно он далек даже внешне от моей харьковской юности, а вот КИП-10 померил! Чуть легче КИП-8, удобнее его широкие ремни. Устройство его разберём позднее, в книге, но чисто внешне - сзади побольше светоотражатель и отверстие под кнопку байпаса. Так захотелось включиться))) Как там в нашей юности? "Курсант Карпов к включению готов! Давление 170!" " В противогаз включись!" Эх, молодость молодость... Ты где-то далеко. За песнями Tony Carey, который мне поёт сейчас про A Beautiful World...

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
vanillarabbit
Sep. 13th, 2015 08:05 pm (UTC)
Книгу в массы!!! Если с автомобильной техникой все более менее понятно, то история именно ГДЗС как-то вообще нигде не освещена.

Мы в части ДАСВ РАЗ-94 Драгер используем, тоже старички, все аппараты уже выслужили свой срок, но менять никто не хочет, настолько удобная и удачная конструкция. А про КИП я только по рассказам слышал, и в частности о том что с похмелья в нем было тяжко
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Книги, пожарная техника, Александр Карпов
avkarpov
avkarpov

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner